Задание 23

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)

Посмотрите видео 👇👇👇



Алгоритм выполнения задания №23  на примере Комплекта № 1

1. Раствор аммиака

2. Соляная кислота

3. Серная кислота

4. Гидроксид натрия/калия

5. Хлорид алюминия

6. Хлорид аммония

7. Хлорид магния

8. Сульфат алюминия

9. Сульфат цинка

10. Фосфат калия/натрия

11. Нитрат серебра

12. Железо

13. Индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус)

 

Используя уравнения из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства ___________, и укажите признаки их протекания.

Для выполнения этого задания необходимо уметь пользоваться таблицей растворимости и иметь знания качественных реакций на неорганические вещества!

Пример №1. Хлорид алюминия

1. Заполняется таблица:

Формула анализируемого вещества

 

AlCl3

Растворимость в воде

P

Катион вещества

Al3+ (взят из формулы вещества)

Реагент на катион

OH- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого студенистого осадка, растворяющегося в избытке щелочи.

 

 

Анион вещества

Cl- (взят из формулы вещества)

Реагент на анион

Ag+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого творожистого осадка

2. Из предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)

3. Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и указываются признаки их протекания:

1) AlCl3 + 3NaOHAl(OH)3↓ + 3NaCl

Выпадение белого студенистого осадка

2) AlCl3 + 3AgNO3 → Al(NO3)3 + 3AgCl↓

Выпадение белого творожистого осадка

 

Пример №2. Хлорид аммония

1. Заполняется таблица:

Формула анализируемого вещества

 

NH4Cl

Растворимость в воде

P

Катион вещества

NH4+ (взят из формулы вещества)

Реагент на катион

OH- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выделение газа с запахом нашатыря

 

 

Анион вещества

Cl- (взят из формулы вещества)

Реагент на анион

Ag+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого творожистого осадка

2. Из предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)

3. Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и указываются признаки их протекания:

1) NH4Cl + NaOHNaCl + NH3↑ + H2O

Выделение газа с запахом нашатыря

2) NH4Cl + AgNO3NH4NO3 + AgCl

Выпадение белого творожистого осадка

 

Пример №3. Хлорид магния

1. Заполняется таблица:

Формула анализируемого вещества

 

MgCl2

Растворимость в воде

P

Катион вещества

Mg2+ (взят из формулы вещества)

1) Реагент на катион

OH- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

 

 

2) Реагент на катион

PO43- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

 

 

 

 

Анион вещества

Cl- (взят из формулы вещества)

Реагент на анион

Ag+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого творожистого осадка

2. Из предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)

3. Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и указываются признаки их протекания:

1) MgCl2 + 2NaOHMg(OH)2↓ + 2NaCl

Выпадение белого осадка

2) 3MgCl2 + 2Na3PO4Mg3(PO4)2↓ + 6NaCl

Выпадение белого осадка

3) MgCl2 + 3AgNO3 → Mg(NO3)3 + 3AgCl↓

Выпадение белого творожистого осадка

 

Пример № 4. Сульфат алюминия

1. Заполняется таблица:

Формула анализируемого вещества

 

Al2(SO4)3

Растворимость в воде

P

Катион вещества

Al3+ (взят из формулы вещества)

Реагент на катион

OH- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого студенистого осадка, растворяющегося в избытке щелочи.

 

 

Анион вещества

SO42- (взят из формулы вещества)

Реагент на анион

Ag+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

2. Из предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)

3. Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и указываются признаки их протекания:

1) Al2(SO4)3 + 6NaOH → 2Al(OH)3↓ + 3Na2SO4

Выпадение белого студенистого осадка

2) Al2(SO4)3 + 6AgNO3 → 2Al(NO3)3 + 3Ag2SO4

Выпадение белого осадка

 

Пример №4. Сульфат цинка

1. Заполняется таблица:

Формула анализируемого вещества

 

ZnSO4

Растворимость в воде

P

Катион вещества

Zn2+ (взят из формулы вещества)

1) Реагент на катион

OH- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого студенистого осадка, растворяющегося в избытке щелочи.

 

 

Катион вещества

Zn2+ (взят из формулы вещества)

2) Реагент на катион

PO43- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

 

 

Анион вещества

SO42- (взят из формулы вещества)

Реагент на анион

Ag+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

2. Из предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)

3. Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и указываются признаки их протекания:

1) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2↓ + Na2SO4

Выпадение белого студенистого осадка

1) 3ZnSO4 + 2Na3PO4Zn3(PO4)2↓ + 3Na2SO4

Выпадение белого осадка

3) ZnSO4 + 2AgNO3 → Zn(NO3)2 + Ag2SO4

Выпадение белого осадка

 

Пример №5. Фосфат натрия

1. Заполняется таблица:

Формула анализируемого вещества

 

Na3PO4

Растворимость в воде

P

Катион вещества

Na+ (взят из формулы вещества)

Реагент на катион

отсутствует

 

 

Анион вещества

PO43- (взят из формулы вещества)

1) Реагент на анион

Ag+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение жёлтого осадка

 

 

Анион вещества

PO43- (взят из формулы вещества)

2) Реагент на анион

Mg2+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

 

 

Анион вещества

PO43- (взят из формулы вещества)

3) Реагент на анион

Zn2+ (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

2. Из предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)

3. Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и указываются признаки их протекания:

1) Na3PO4+ 3AgNO3Ag3PO4↓ + 3NaNO3

Выпадение жёлтого осадка

2) 2Na3PO4 + 3MgCl2Mg3(PO4)2↓ + 6NaCl

Выпадение белого осадка

3) 2Na3PO4 + 3ZnSO4Zn3(PO4)2↓ + 3Na2SO4

Выпадение белого осадка

 

Пример №6. Нитрат серебра

1. Заполняется таблица:

Формула анализируемого вещества

 

AgNO3

Растворимость в воде

P

Катион вещества

Ag+ (взят из формулы вещества)

1) Реагент на катион

PO43- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение жёлтого осадка

 

 

Катион вещества

Ag+ (взят из формулы вещества)

2) Реагент на катион

SO42- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого осадка

 

 

Катион вещества

Ag+ (взят из формулы вещества)

3) Реагент на катион

Cl- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение белого творожистого осадка

 

 

Катион вещества

Ag+ (взят из формулы вещества)

4) Реагент на катион

Fe (знания качественных реакций)

Признак реакции

На поверхности железа налёт серого цвета

 

 

Катион вещества

Ag+ (взят из формулы вещества)

5) Реагент на катион

OH- (знания качественных реакций)

Признак реакции

Выпадение чёрного осадка

 

 

Анион вещества

NO3- (взят из формулы вещества)

Реагент на анион

отсутствует

 

 

2. Из предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)

3. Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и указываются признаки их протекания:

1) 3AgNO3 + Na3PO4Ag3PO4↓ + 3NaNO3

Выпадение жёлтого осадка

2) 2AgNO3 + ZnSO4 → Zn(NO3)2 + Ag2SO4

Выпадение белого осадка

3) 3AgNO3 + AlCl3 → Al(NO3)3 + 3AgCl↓

Выпадение белого творожистого осадка

4) 2AgNO3 + Fe Fe(NO3)2 + 2Ag

На поверхности железа налёт серого цвета

5) 2AgNO3 + 2NaOH → 2NaNO3 + Ag2O↓ + H2O

Выпадение чёрного осадка


Задание 23

 Разборы примеров

Пример 1.Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: медь, серная кислота, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия и нитрата серебра.

Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и укажите признаки их протекания. 

Решение (элементы ответа):

Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства хлорида алюминия, и указаны признаки их протекания:

Опыт 1.  AlCl3+ 3AgNO3 = Al(NO3)3 + 3AgCl  признак реакции -  выпадение белого осадка;

Опыт 2. AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3+ 3NaCl признак реакции - выпадение студневидного осадка. 

Действия ученика

 

Техника выполнения химических операций

Техника безопасности

Опыт 1.

Налить в пробирку 1 мл раствора хлорида алюминия ,

прилить к нему 1 мл раствора нитрата серебра

1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку -в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

1. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

2. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

 

Опыт 2.

Налить в пробирку 1 мл раствора хлорида алюминия, прилить к нему 1 мл раствора гидроксида натрия

1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

1. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

2. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

 

 

Пример 2. Дано железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия.

Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства железа, и укажите признаки их протекания. 

Решение (элементы ответа):  

Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства цинка, и указаны признаки их протекания:

1. Fe+2HCl = FeCl2 + H2   признак реакции - выделение бесцветного газа без запаха, издающего при поджигании хлопок;

2. Fe+CuSO4 =FeSO4 + Cu признак реакции – на поверхности железа появляется красный налет из меди. 

Действия ученика

Опыт 1

Техника выполнения химических операций

Техника безопасности

Поместить в пробирку 1-2 кусочка железа (или порошок железа) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

 

1. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

2. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

Прилить в пробирку 1мл раствора соляной кислоты

1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку - в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

 1. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

2. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

 

 

К отверстию пробирки поднести горящую лучинку.

 

Для поджигания лучинки в пламени спиртовки необходимо:

1) снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;

2) внести лучинку в верхнюю часть пламени спиртовки;

3)  фитиль спиртовки закрыть колпачком.

Спирта в спиртовке должно быть не менее 2/3 ее объема.

Нельзя переносить горящую спиртовку.

Нельзя наклонять горящую спиртовку.

Нельзя дуть на пламя спиртовки.

Нельзя поджигать водород спичкой.

Действия ученика

Опыт 2

Техника выполнения химических операций

Техника безопасности

Поместить в пробирку 1-2 кусочка железа (или порошок железа) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

 

1. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

2. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

Прилить в пробирку 1мл раствора сульфата меди (II)

1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку - в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

 1. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

2. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

 

 


Правила оформления и критерии оценивания задания 23


 



 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий