Задание 23
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII
групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы
в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион
аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и
железа)
Посмотрите видео 👇👇👇
Алгоритм выполнения задания №23 на примере Комплекта № 1
1. Раствор аммиака
2. Соляная кислота
3. Серная кислота
4. Гидроксид
натрия/калия
5. Хлорид алюминия
6. Хлорид аммония
7. Хлорид магния
8. Сульфат алюминия
9. Сульфат цинка
10. Фосфат
калия/натрия
11. Нитрат серебра
12. Железо
13. Индикаторы
(фенолфталеин, метилоранж, лакмус)
Используя уравнения из
приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые
характеризуют химические свойства ___________, и укажите признаки их
протекания.
Для выполнения этого задания
необходимо уметь пользоваться таблицей растворимости и иметь знания
качественных реакций на неорганические вещества!
Пример №1. Хлорид алюминия
1.
Заполняется таблица:
Формула
анализируемого вещества |
AlCl3 |
Растворимость в
воде |
P |
Катион вещества |
Al3+ (взят из формулы вещества) |
Реагент на катион |
OH- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
студенистого осадка, растворяющегося в избытке щелочи. |
|
|
Анион вещества |
Cl- (взят из формулы вещества) |
Реагент на анион |
Ag+ (знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
творожистого осадка |
2. Из
предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)
3.
Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и
указываются признаки их протекания:
1) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl
Выпадение
белого студенистого осадка
2) AlCl3 + 3AgNO3 → Al(NO3)3
+ 3AgCl↓
Выпадение
белого творожистого осадка
Пример №2. Хлорид аммония
1.
Заполняется таблица:
Формула
анализируемого вещества |
NH4Cl |
Растворимость в
воде |
P |
Катион вещества |
NH4+ (взят из формулы вещества) |
Реагент на катион |
OH- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выделение газа с
запахом нашатыря |
|
|
Анион вещества |
Cl- (взят из формулы вещества) |
Реагент на анион |
Ag+ (знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
творожистого осадка |
2. Из
предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)
3.
Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и
указываются признаки их протекания:
1) NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3↑ + H2O
Выделение
газа с запахом нашатыря
2) NH4Cl + AgNO3 → NH4NO3 + AgCl↓
Выпадение
белого творожистого осадка
Пример №3. Хлорид магния
1.
Заполняется таблица:
Формула
анализируемого вещества |
MgCl2 |
Растворимость в
воде |
P |
Катион вещества |
Mg2+ (взят из формулы вещества) |
1) Реагент на катион |
OH- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого осадка |
|
|
2) Реагент на катион |
PO43- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
осадка |
|
|
|
|
Анион вещества |
Cl- (взят из формулы вещества) |
Реагент на анион |
Ag+ (знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого творожистого
осадка |
2. Из
предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)
3.
Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и
указываются признаки их протекания:
1) MgCl2 + 2NaOH → Mg(OH)2↓ + 2NaCl
Выпадение
белого осадка
2) 3MgCl2 + 2Na3PO4 → Mg3(PO4)2↓ + 6NaCl
Выпадение
белого осадка
3) MgCl2 + 3AgNO3 → Mg(NO3)3
+ 3AgCl↓
Выпадение
белого творожистого осадка
Пример № 4. Сульфат алюминия
1.
Заполняется таблица:
Формула
анализируемого вещества |
Al2(SO4)3 |
Растворимость в
воде |
P |
Катион вещества |
Al3+ (взят из формулы вещества) |
Реагент на катион |
OH- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
студенистого осадка, растворяющегося в избытке щелочи. |
|
|
Анион вещества |
SO42- (взят из формулы вещества) |
Реагент на анион |
Ag+ (знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
осадка |
2. Из
предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)
3.
Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и
указываются признаки их протекания:
1) Al2(SO4)3 + 6NaOH
→ 2Al(OH)3↓ + 3Na2SO4
Выпадение
белого студенистого осадка
2) Al2(SO4)3 + 6AgNO3 → 2Al(NO3)3 + 3Ag2SO4↓
Выпадение
белого осадка
Пример №4. Сульфат цинка
1.
Заполняется таблица:
Формула
анализируемого вещества |
ZnSO4 |
Растворимость в
воде |
P |
Катион вещества |
Zn2+ (взят из формулы вещества) |
1) Реагент на катион |
OH- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
студенистого осадка, растворяющегося в избытке щелочи. |
|
|
Катион вещества |
Zn2+ (взят из формулы вещества) |
2) Реагент на катион |
PO43- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
осадка |
|
|
Анион вещества |
SO42- (взят из формулы вещества) |
Реагент на анион |
Ag+ (знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
осадка |
2. Из
предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)
3.
Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и
указываются признаки их протекания:
1) ZnSO4 + 2NaOH → Zn(OH)2↓ + Na2SO4
Выпадение
белого студенистого осадка
1) 3ZnSO4 + 2Na3PO4 → Zn3(PO4)2↓ + 3Na2SO4
Выпадение
белого осадка
3) ZnSO4 + 2AgNO3 → Zn(NO3)2
+ Ag2SO4↓
Выпадение
белого осадка
Пример №5. Фосфат натрия
1.
Заполняется таблица:
Формула
анализируемого вещества |
Na3PO4 |
Растворимость в
воде |
P |
Катион вещества |
Na+ (взят из формулы вещества) |
Реагент на катион |
отсутствует |
|
|
Анион вещества |
PO43- (взят из формулы вещества) |
1) Реагент на анион |
Ag+ (знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение жёлтого
осадка |
|
|
Анион вещества |
PO43- (взят из формулы вещества) |
2) Реагент на анион |
Mg2+
(знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
осадка |
|
|
Анион вещества |
PO43- (взят из формулы вещества) |
3) Реагент на анион |
Zn2+
(знания качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
осадка |
2. Из
предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)
3.
Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и
указываются признаки их протекания:
1) Na3PO4+ 3AgNO3→ Ag3PO4↓ + 3NaNO3
Выпадение
жёлтого осадка
2) 2Na3PO4 + 3MgCl2 → Mg3(PO4)2↓ + 6NaCl
Выпадение
белого осадка
3) 2Na3PO4 + 3ZnSO4→ Zn3(PO4)2↓ + 3Na2SO4
Выпадение
белого осадка
Пример №6. Нитрат серебра
1.
Заполняется таблица:
Формула
анализируемого вещества |
AgNO3 |
Растворимость в
воде |
P |
Катион вещества |
Ag+ (взят из формулы вещества) |
1) Реагент на катион |
PO43- (знания качественных
реакций) |
Признак реакции |
Выпадение жёлтого
осадка |
|
|
Катион вещества |
Ag+ (взят из формулы вещества) |
2) Реагент на катион |
SO42- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
осадка |
|
|
Катион вещества |
Ag+ (взят из формулы вещества) |
3) Реагент на катион |
Cl- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение белого
творожистого осадка |
|
|
Катион вещества |
Ag+ (взят из формулы вещества) |
4) Реагент на катион |
Fe
(знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
На поверхности
железа налёт серого цвета |
|
|
Катион вещества |
Ag+ (взят из формулы вещества) |
5) Реагент на катион |
OH- (знания
качественных реакций) |
Признак реакции |
Выпадение чёрного
осадка |
|
|
Анион вещества |
NO3- (взят из формулы вещества) |
Реагент на анион |
отсутствует |
|
|
2. Из
предложенного списка веществ, выбираются те, которые содержат реагент-ионы (должны быть растворимыми в воде!)
3.
Составляются уравнения двух реакций, характеризующих свойства вещества и
указываются признаки их протекания:
1) 3AgNO3 + Na3PO4 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3
Выпадение
жёлтого осадка
2) 2AgNO3 + ZnSO4 → Zn(NO3)2
+ Ag2SO4↓
Выпадение белого осадка
3) 3AgNO3 + AlCl3 → Al(NO3)3
+ 3AgCl↓
Выпадение
белого творожистого осадка
4) 2AgNO3 + Fe → Fe(NO3)2 + 2Ag↓
На
поверхности железа налёт серого цвета
5) 2AgNO3 + 2NaOH → 2NaNO3 + Ag2O↓ + H2O
Выпадение
чёрного осадка
Задание 23
Разборы примеров
Пример 1.Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: медь, серная кислота, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия и нитрата серебра.
Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и укажите признаки их протекания.
Решение
(элементы ответа):
Составлены
уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства хлорида алюминия,
и указаны признаки их протекания:
Опыт
1. AlCl3+ 3AgNO3 = Al(NO3)3 + 3AgCl признак
реакции - выпадение белого осадка;
Опыт 2. AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3+ 3NaCl признак реакции - выпадение студневидного осадка.
Действия ученика |
Техника выполнения химических операций |
Техника безопасности |
Опыт 1. Налить
в пробирку 1 мл раствора хлорида алюминия , прилить
к нему 1 мл раствора нитрата серебра |
1. В склянке
находится пипетка.
Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения
реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов
отбирают 7–10 капель реактива. 2.
Пипетка в склянке с жидкостью
отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край
склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась
сверху («этикетку -в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой,
пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора
должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки). |
1. Сосуд с
исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости. 2.
При отборе исходного реактива взят его
излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически
запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку. 3. Если
реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо
незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению
лабораторных работ в аудитории. |
Опыт 2. Налить
в пробирку 1 мл раствора хлорида алюминия, прилить к нему 1 мл раствора
гидроксида натрия |
1. В склянке
находится пипетка.
Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения
реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов
отбирают 7–10 капель реактива. 2.
Пипетка в склянке с жидкостью
отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край
склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась
сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой,
пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора
должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки). |
1. Сосуд с
исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости. 2.
При отборе исходного реактива взят его
излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически
запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку. 3. Если
реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо
незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению
лабораторных работ в аудитории. |
Пример 2. Дано железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия.
Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства железа, и укажите признаки их протекания.
Решение (элементы ответа):
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства
цинка, и указаны признаки их протекания:
1. Fe+2HCl = FeCl2 + H2 признак реакции - выделение бесцветного
газа без запаха, издающего при поджигании хлопок;
2. Fe+CuSO4 =FeSO4 + Cu признак реакции – на поверхности железа появляется красный налет из меди.
Действия
ученика Опыт 1 |
Техника
выполнения химических операций |
Техника
безопасности |
Поместить
в пробирку 1-2 кусочка железа (или порошок железа) |
Для проведения
опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор
порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки
или шпателя. |
1. При отборе
исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную
ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
2.
Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости. 3.
Если реактив попал на рабочий стол,
кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к
специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории. |
Прилить
в пробирку 1мл раствора соляной кислоты |
1. В склянке
находится пипетка.
Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения
реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов
отбирают 7–10 капель реактива. 2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае
переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают
так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку - в ладонь!»).
Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не
перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см
по высоте пробирки). |
1. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или
порошком) обязательно закрывается
крышкой (пробкой) от этой же ёмкости. 2. При отборе
исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную
ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
3.
Если реактив попал на рабочий стол,
кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к
специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории. |
К
отверстию пробирки поднести горящую лучинку. |
Для
поджигания лучинки в пламени спиртовки необходимо: 1)
снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю; 2)
внести лучинку в верхнюю часть пламени спиртовки; 3) фитиль
спиртовки закрыть колпачком. |
Спирта
в спиртовке должно быть не менее 2/3 ее объема. Нельзя
переносить горящую спиртовку. Нельзя
наклонять горящую спиртовку. Нельзя
дуть на пламя спиртовки. Нельзя
поджигать водород спичкой. |
Действия
ученика Опыт 2 |
Техника
выполнения химических операций |
Техника
безопасности |
Поместить
в пробирку 1-2 кусочка железа (или порошок железа) |
Для проведения
опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор
порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки
или шпателя. |
1. При отборе
исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную
ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
2.
Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости. 3.
Если реактив попал на рабочий стол,
кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к
специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории. |
Прилить
в пробирку 1мл раствора сульфата меди (II) |
1. В склянке
находится пипетка.
Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения
реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов
отбирают 7–10 капель реактива. 2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае
переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают
так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку - в ладонь!»).
Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не
перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см
по высоте пробирки). |
1. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или
порошком) обязательно закрывается
крышкой (пробкой) от этой же ёмкости. 2. При отборе
исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную
ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
3.
Если реактив попал на рабочий стол,
кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к
специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории. |
Правила оформления и критерии оценивания задания 23
Комментариев нет:
Отправить комментарий