Задание 16 



Повторяем теорию 👇


Требования при работе с нагревательными элементами:

  1. Гасить спиртовку  необходимо только накрывая пламя  колпачком или крышкой.
  2. Запрещается зажигать  одну  спиртовку от другой.
  3. Запрещается передавать зажженную спиртовку.
  4. Запрещается оставлять  без присмотра нагревательные приборы.

Лабораторная посуда

  • пробирки (проведение опытов)
  • конические колбы (проведение опытов и хранение растворов веществ)
  • круглодонные колбы (перегонка жидкостей)
  •  воронки (фильтрование неоднородных растворов)
  • аппарат Киппа  (собирание газов)
  • колба Вюрца  (отделение  жидкостей с различной  температурой кипения)
  • кристаллизатор  (охлаждение веществ)
  • эксикатор (хранение токсичных или «влаголюбивых» веществ)

Мерная посуда

  • мензурка
  • мерная пробирка
  • мерный цилиндр
  • мерный стакан

Оборудование для взвешивания

  • технические весы
  • электронные весы

Оборудование для нагрева

  • штатив для пробирок
  • лабораторный штатив ( для закрепления химического оборудования)
  • ложечка для сжигания сухих веществ
  • тигельные щипцы (для удерживания химической посуды)
  • ручной держатель для пробирок
  • фарфоровая ступка (для размельчения сухих веществ)
  • тигли и фарфоровые чашки (для нагревания веществ до высокой температуры)
  • спиртовка

    Чистые вещества и смеси веществ. Методы разделения смесей и очистки веществ.

·       Смесь — материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.

Чистое вещество -  физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.

Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру, физические свойства (соль, сахар).

 

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

 

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав

Постоянный

Непостоянный

Вещества

Одно и то же

Различные

Физические свойства

Постоянные

Непостоянные

Разделение

С помощью химических реакций

Физическими методами 

 

Смеси

Однородные (гомогенные)

Неоднородные (гетерогенные)

Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне

Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах)

Примеры смесей

Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде)

Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок

Твёрдые растворы, сплавы, например,латунь, бронза.

Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода  + жир

Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов)

Аэрозоли (газ + жидкость), например туман

 

 

Каждый компонент смеси сохраняет набор своих характеристик, поэтому разные вещества можно выделить из смеси.

Способы разделения смесей

Однородные (гомогенные)

Неоднородные (гетерогенные)

Дистилляция (вода-поваренная соль)

Фильтрование (вода-песок)

Кристаллизация (вода-сахар)

Отстаивание (вода-мел)

Выпаривание (вода-поваренная соль)

Центрифугирование (вода-мел)

Перегонка (нефть)

Магнитная сепарация (железо-медь)


Правила хранения веществ: 

а) летучие вещества хранятся под вытяжкой;

б) вещества, употребляемые в пищу – в специальных условиях;

в) щелочные и щелочноземельные металлы – под слоем керосина в затемненном месте

Практически все моющие средства имеют щелочную среду для лучшего действия;

В лаборатории нельзя: а) пробовать вещества на вкус; б) есть, пить; в) зажигать спиртовку не спичкой, а другой спиртовкой;

г) работать с веществами не в специальных приборах; д) работать с опасными веществами без перчаток, халата, иногда очков;

е) работать без присмотра учителя

Если случился ожог кислотой, необходимо промыть место ожога водой и затем обработать раствором соды. 

При ожоге щелочью – промыть водой, затем обработать раствором борной кислоты

Предприятия, автомобили, животные и т.д. выделяют множество веществ, некоторые из которых – опасны (напр., оксиды азота), углекислый газ CO2 и метан CH4 – вызывают парниковый эффект …

Более легкие, чем воздух газы (H2, NH3 …) собирают в пробирку отверстием вниз, а более тяжелые (O2, Cl2)–отверстием вверх

Способом вытеснения воды можно собирать только нерастворимые в воде газы (напр., NH3 и HCl так собирать нельзя)

Ядовитые газы (Cl2, оксиды азота) нельзя определять по запаху

Горящие металлы нельзя тушить водой (они с ней реагируют). Горящий магний нельзя тушить еще и углекислым газом

Химическое загрязнение окружающей среды

 Проблема химического загрязнения планеты – одна из глобальных и актуальных экологических проблем. Экологическая часть химии исследует воздействие веществ на окружающую среду (воздух, воду, твердую кору, живые организмы).

Парниковый эффект

Парниковый эффект – процесс в атмосфере, при котором падающий видимый свет пропускается, а инфракрасный  — поглощается, что повышает температуру у поверхности Земли и наносит вред всей природе. Загрязнение – избыток углекислого газа. Это понятие было впервые сформулировано еще в 1863г. Тидаллом. В 1896г. С. Аррениус показал, что углекислый газ повышает температуру атмосферы на  50С.  В 70-ые годы 20 века доказано, что и другие газы дают парниковый эффект: углекислый газ — 50-60%, метан — 20%,  оксиды азота — 5%. На поверхность Земли поступает поток видимых лучей, через парниковые газы они проходят не изменяясь, а при встрече с Землей их часть трансформируется в длинноволновые инфракрасные лучи. Эти лучи задерживаются парниковыми газами и тепло остается на Земле.  В 1890г. – средняя температура планеты 14,50 С, в 1980 — 15,2С. Опасность в тенденции роста. По прогнозам 2030-50 г. еще вырастет на 1,5-4,5 0С.

Последствия:

Отрицательные: таяние вечных снегов и подъем уровня океана на 1,5м. затопление наиболее урожайных территорий, неустойчивая погода, ускорение темпов вымирания животных и растений, таяние вечной мерзлоты, что приведет к разрушению зданий, построенных на сваях.

Положительные: теплые зимы в северных областях нашей страны, некоторые преимущества для ведения с/х.

Разрушение озонового слоя

Разрушение озонового слоя – процесс понижения количества озона в атмосфере на высоте примерно 25 км (в стратосфере). Там озон и кислород взаимно переходят друг в друга (3О2↔2О3) под действием ультрафиолетового излучения Солнца и не пропускают это излучение к поверхности Земли, что спасает весь живой мир от исчезновения. Образование «озоновых дыр» вызывается фреонами и нитрозными газами, которые поглощают УФ-излучение вместо озона и нарушают равновесие.

 Кислотные осадки

Кислотные дожди – атмосферные осадки, которые содержат кислоты из-за поглощения облаками диоксида серы и оксидов азота. Источник загрязнения – промышленный выброс газов, двигатели сверхзвуковых самолетов. Это приводит к повреждению лиственных растений, коррозии металлов, закислению почв и воды. Кислотность природных водоемов и атмосферных осадков в норме,  если рН 5,6 (из-за растворенного в воде СО2). Кислотные осадки –любые осадки кислотность которых выше нормы. Впервые были зарегистрированы в Англии в 1907-1908г. Сейчас бывают осадки с рН 2,2-2,3.

Источники кислотных осадков: кислотные оксиды: SO2, NO2

Механизм образования кислотных осадков: газы+ пары воды образуют растворы кислот с рН< 7 Соединение серы в атмосферу попадают :
а) естественным путем т.е. биологические процессы разрушения, действие анаэробных бактерий заболоченных мест, вулканическая деятельность.
б) антропогенным -59-60% от общего количества выбросов в атмосферу, переработка разных видов топлива, работа предприятий металлургии, цементные работы, производство серной кислоты и др.

2 H 2S + 3O2 = 2H2 O + 2SO2

2ZnS+3O2 = 2ZnO + 2SO2

Далее в атмосфере SO2 превращается в SO3. В чистом воздухе возможность превращения оксида серы +4 в оксид серы +6 мала, но пылевые частицы, несущие частицы железа и марганца играют роль катализатора.

2SO2+ 3O2= 2SO3

Далее происходит процесс: SO3 + H 2O =H 2SO4

Оксиды азота поступают в атмосферу:
а) естественным путем –грозой, или под действием почвенных бактерий;
б) антропогенным — из-за деятельности автотранспорта, теплоэнергетических установок, производства минеральных удобрений, азотной кислоты, нитросоединений, взрывных работ.

N2 + O2=2NO

2NO + O2 = 2NO2

При растворении оксида азота +4 в воде образуются две кислоты — азотная и азотистая, при окислении оксида азота +4 и взаимодействии с водой образуется азотная кислота.

2NO2 + H 2O = HNO3 +HNO2

4NO2+ 2H 2O+O2 = 4HNO3

Общее загрязнение атмосферы

Кроме перечисленных оксидов азота и серы в атмосферу выбрасываются еще и другие газы.

Углерод образует два оксида: углекислый и угарный газ.

Угарный газ — яд. Он образуется при неполном сгорании топлива.

Основные поставщики вредных газов — автомобили.

ПДК СО — 9 -10 мкг/м3

Существует  много других видов загрязнения окружающей среды, например сточные воды с токсичными отходами, вещества с высокой стойкостью (пестициды, тяжелые металлы, полиэтилен и т. д.) промышленные дым и пыль, автомобильный транспорт, танкеры с нефтью.



 Повторяем практику 

Пройдите тест по ссылке Задание 16

 или выполните задание ниже

👇

Из перечисленных суждений о правилах работы с веществами в лаборатории и в быту выберите одно или несколько верных.

Максимальный балл - 1

 

1

1) Хлор можно получать только в вытяжном шкафу.

2) При приготовлении раствора кислоты концентрированную серную кислоту приливают к воде.

3) При нагревании раствора пробирку с жидкостью держат строго вертикально.

4) Работу с едкими веществами следует проводить в резиновых перчатках.

2

1) Вытекшую из разбитого термометра ртуть следует засыпать серой.

2) Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

3) Для разбавления концентрированной серной кислоты её приливают тонкой струйкой к воде и перемешивают.

4) При попадании кислоты на кожу её нужно нейтрализовать раствором щёлочи.  

3

1) Выхлопные газы автомобилей безопасны для окружающей среды.

2) Нельзя употреблять в пищу ягоды и грибы, растущие около автотрассы.

3) Бытовую химию нельзя хранить в одном шкафу с пищевыми продуктами.

4) Нельзя хранить лекарственные препараты в доступных для детей местах.

4

1) При попадании щёлочи на кожу, требуется поражённое место обильно промыть водой и обработать 2% раствором уксусной кислоты.

2) При встряхивании пробирки с реактивами, её отверстие закрывают большим пальцем.

3) Хлор и аммиак нужно получать в вытяжном шкафу.

4) Пролитые кислоты следует засыпать чистым песком и перемешивать до полного впитывания жидкости.

5

1) Минеральную воду в пластиковой упаковке можно использовать по истечении срока годности.

2) Средства бытовой химии можно хранить вместе с продуктами.

3) При работе с чистящими средствами, содержащими щёлочи и хлор, следует надевать резиновые перчатки.

4) Работать с хлорсодержащими отбеливающими веществами следует в плотно закрытом непроветриваемом помещении

6

1) Легковоспламеняющиеся жидкости нельзя нагревать на открытом огне.

2). Кислоты в лаборатории определяют на вкус.

3) Щёлочи не следует хранить в стеклянной посуде.

4) Углекислый газ и кислород получают в вытяжном шкафу из-за их токсичности.

 

7

1) Перед проведением опытов с водородом его нужно проверить на чистоту.

2) Серную и азотную кислоту не следует хранить в стеклянной посуде.

3) Раствор медного купороса нельзя готовить и хранить в оцинкованном ведре.

4) Работать с органическими растворителями можно только в хорошо проветриваемых помещениях

8

1) Делительную воронку используют для переливания жидкостей из одной тары в другую.

2) Для измельчения веществ используют ступку с пестиком.

3) Кристаллизатор используют для выпаривания воды из растворов солей

4) Для измерения плотности растворов используют ареометр

9

1) Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.

2) Смесь воздуха с метаном (природным газом) взрывоопасна

3) Попадание нефти на поверхность океана безопасно для живых организмов, потому что нефть – органическое вещество.

4) В выхлопных газах автомобилей наибольшую опасность для окружающей среды представляет углекислый газ.

10

1) При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.

2) Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой.

3) При нагревании пробирки её заполняют жидкостью не более, чем на треть.

4) Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть.

11

1) Железную стружку от медной можно отделить магнитом.

2) Хлорид натрия из раствора можно выделить фильтрованием.

3) Бензин из нефти получают перегонкой.

4) Хлорид натрия из раствора можно выделить выпариванием.

12

1) Делительную воронку используют для разделения несмешивающихся жидкостей с разной плотностью.

2) Ступку используют для выпаривания

3) Мерный цилиндр можно использовать для нагревания веществ.

4) В колбах можно проводить опыты и хранить растворы

13

1) Для измерения плотности жидкостей используют гигрометр

2) Для измерения объёмов жидкостей используют мерный цилиндр

3) Температуру раствора определяют ареометром

4) Скорость реакции определяют с помощью спидометра

14

1) Кислород можно собирать методом вытеснения воздуха.

2) Аммиак можно собирать методом вытеснения воды.

3) Аммиак нужно получать в вытяжном шкафу

4) Для получения кислорода можно не использовать вытяжной шкаф

15

1) Отработавшие батарейки можно выкидывать с другими бытовыми отходами.

2) Пластмассы не подвергаются вторичной переработке.

3) Стекло и металлы подвергаются вторичной переработке

4) Строительные отходы не наносят вреда окружающей среде

16

1). При нагревании веществ в пробирке нельзя её отверстие направлять на себя и соседей.

2) Избыток взятого для опыта реактива можно вернуть в посуду, в которой он хранился.

3) Нельзя путать крышки от посуды с разными реактивами

4) Твёрдые реактивы можно брать руками

17

1). Алюминиевые стружки можно отделить от медных с помощью магнита.

2) Перегонка является химическим  методом разделения смесей.

3) Получить дистиллированную воду можно перегонкой

4) Отделить воду от нефти можно фильтрованием

18

1) Витамины можно потреблять в неограниченном количестве.

2) Лекарства можно принимать по истечении срока годности, если они хранились в прохладном тёмном месте.

3) Аэрозоли, использующиеся для борьбы с тараканами и мухами, безопасны для людей и животных.

4) Моющими и отбеливающими средствами бытовой химии можно пользоваться без перчаток

19

1) Готовить растворы кислот (уксусной, лимонной и др.) в домашних условиях в алюминиевой посуде не рекомендуется..

2) Мыло способствует удалению жира с поверхности посуды, так как имеет щелочную среду.

3) При попадании щёлочи на кожу, надо промыть её с мылом

4) Современные спички пожаробезопасны

20

1) Внесение в почву избыточного количества минеральных удобрений вредит окружающей среде.

2) Пластмассы легко разрушаются в окружающей среде под действием солнечного света.

3) Разрушение озонового слоя является последствием хозяйственной деятельности человека.

4) Нефтяные пятна в океане приносят вред морским обитателям.

 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий