Задание 16
Повторяем теорию 👇
- Гасить спиртовку необходимо только накрывая пламя колпачком или крышкой.
- Запрещается зажигать одну спиртовку от другой.
- Запрещается передавать зажженную спиртовку.
- Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.
Лабораторная посуда
- пробирки (проведение опытов)
- конические колбы (проведение опытов и хранение растворов веществ)
- круглодонные колбы (перегонка жидкостей)
- воронки (фильтрование неоднородных растворов)
- аппарат Киппа (собирание газов)
- колба Вюрца (отделение жидкостей с различной температурой кипения)
- кристаллизатор (охлаждение веществ)
- эксикатор (хранение токсичных или «влаголюбивых» веществ)
Мерная посуда
- мензурка
- мерная пробирка
- мерный цилиндр
- мерный стакан
Оборудование для взвешивания
- технические весы
- электронные весы
Оборудование для нагрева
- штатив для пробирок
- лабораторный штатив ( для закрепления химического оборудования)
- ложечка для сжигания сухих веществ
- тигельные щипцы (для удерживания химической посуды)
- ручной держатель для пробирок
- фарфоровая ступка (для размельчения сухих веществ)
- тигли и фарфоровые чашки (для нагревания веществ до высокой температуры)
- спиртовка
Чистые
вещества и смеси веществ.
· Смесь — материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.
Чистое вещество - физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.
Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру, физические свойства (соль, сахар).
Сравнительная
характеристика смеси и чистого вещества
Признаки сравнения |
Чистое вещество |
Смесь |
Состав |
Постоянный |
Непостоянный |
Вещества |
Одно и то же |
Различные |
Физические свойства |
Постоянные |
Непостоянные |
Разделение |
С помощью химических реакций |
Физическими методами |
Смеси |
|
Однородные (гомогенные) |
Неоднородные (гетерогенные) |
Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне |
Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах) |
Примеры смесей |
|
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде) |
Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок |
Твёрдые растворы, сплавы, например,латунь, бронза. |
Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода + жир |
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов) |
Аэрозоли (газ + жидкость), например туман |
Каждый компонент
смеси сохраняет набор своих характеристик, поэтому разные вещества можно
выделить из смеси.
Способы разделения смесей |
|
Однородные (гомогенные) |
Неоднородные (гетерогенные) |
Дистилляция (вода-поваренная соль) |
Фильтрование (вода-песок) |
Кристаллизация (вода-сахар) |
Отстаивание (вода-мел) |
Выпаривание (вода-поваренная соль) |
Центрифугирование (вода-мел) |
Перегонка (нефть) |
Магнитная сепарация (железо-медь) |
Правила
хранения веществ:
а) летучие вещества хранятся под вытяжкой;
б) вещества, употребляемые в пищу – в специальных
условиях;
в) щелочные и щелочноземельные металлы – под слоем
керосина в затемненном месте
Практически все моющие средства имеют щелочную среду
для лучшего действия;
В лаборатории
нельзя: а) пробовать вещества на вкус; б)
есть, пить; в) зажигать спиртовку не спичкой, а другой спиртовкой;
г) работать с веществами не в специальных приборах;
д) работать с опасными веществами без перчаток, халата, иногда очков;
е) работать без присмотра учителя
Если случился
ожог кислотой, необходимо промыть место ожога водой и затем обработать
раствором соды.
При ожоге щелочью – промыть водой, затем обработать
раствором борной кислоты
Предприятия,
автомобили, животные и т.д. выделяют множество веществ, некоторые из которых –
опасны (напр., оксиды азота), углекислый газ
CO2 и метан CH4 – вызывают парниковый эффект …
Более легкие,
чем воздух газы (H2, NH3
…) собирают в пробирку отверстием вниз, а более тяжелые (O2, Cl2)–отверстием
вверх
Способом вытеснения воды можно собирать только
нерастворимые в воде газы (напр., NH3 и HCl так собирать нельзя)
Ядовитые газы
(Cl2, оксиды азота) нельзя определять по запаху
Горящие
металлы нельзя тушить водой (они с ней
реагируют). Горящий магний нельзя тушить еще и углекислым газом
Химическое
загрязнение окружающей среды
Парниковый эффект
Парниковый эффект – процесс в атмосфере,
при котором падающий видимый свет пропускается, а инфракрасный —
поглощается, что повышает температуру у поверхности Земли и наносит вред всей
природе. Загрязнение – избыток углекислого газа. Это понятие было впервые
сформулировано еще в 1863г. Тидаллом. В 1896г. С. Аррениус показал, что
углекислый газ повышает температуру атмосферы на 50С. В 70-ые годы 20 века доказано, что и другие
газы дают парниковый эффект: углекислый газ — 50-60%, метан — 20%, оксиды
азота — 5%. На поверхность Земли поступает поток видимых лучей, через
парниковые газы они проходят не изменяясь, а при встрече с Землей их часть
трансформируется в длинноволновые инфракрасные лучи. Эти лучи задерживаются
парниковыми газами и тепло остается на Земле.
В 1890г. – средняя температура планеты 14,50 С,
в 1980 — 15,20 С. Опасность в тенденции
роста. По прогнозам 2030-50 г. еще вырастет на 1,5-4,5 0С.
Последствия:
Отрицательные: таяние вечных снегов и подъем уровня океана на 1,5м. затопление наиболее
урожайных территорий, неустойчивая погода, ускорение темпов вымирания животных
и растений, таяние вечной мерзлоты, что приведет к разрушению зданий,
построенных на сваях.
Положительные: теплые зимы в северных
областях нашей страны, некоторые преимущества для ведения с/х.
Разрушение озонового слоя
Разрушение озонового слоя – процесс
понижения количества озона в атмосфере на высоте примерно 25 км (в
стратосфере). Там озон и кислород взаимно переходят друг в друга (3О2↔2О3) под
действием ультрафиолетового излучения Солнца и не пропускают это излучение к
поверхности Земли, что спасает весь живой мир от исчезновения. Образование
«озоновых дыр» вызывается фреонами и нитрозными газами, которые поглощают
УФ-излучение вместо озона и нарушают равновесие.
Кислотные осадки
Кислотные дожди – атмосферные осадки,
которые содержат кислоты из-за поглощения облаками диоксида серы и оксидов
азота. Источник загрязнения – промышленный выброс газов, двигатели
сверхзвуковых самолетов. Это приводит к повреждению лиственных растений,
коррозии металлов, закислению почв и воды. Кислотность природных водоемов и
атмосферных осадков в норме, если рН 5,6 (из-за растворенного в воде СО2). Кислотные осадки –любые осадки кислотность
которых выше нормы. Впервые были зарегистрированы в Англии в 1907-1908г. Сейчас
бывают осадки с рН 2,2-2,3.
Источники кислотных осадков: кислотные оксиды: SO2, NO2
Механизм образования кислотных осадков:
газы+ пары воды образуют растворы кислот с рН< 7 Соединение серы в атмосферу
попадают :
а) естественным путем т.е. биологические процессы разрушения, действие
анаэробных бактерий заболоченных мест, вулканическая деятельность.
б) антропогенным -59-60% от общего количества выбросов в атмосферу, переработка
разных видов топлива, работа предприятий металлургии, цементные работы,
производство серной кислоты и др.
2 H 2S + 3O2 = 2H2 O + 2SO2
2ZnS+3O2 = 2ZnO + 2SO2
Далее в атмосфере SO2 превращается в SO3.
В чистом воздухе возможность превращения оксида серы +4 в оксид серы +6 мала,
но пылевые частицы, несущие частицы железа и марганца играют роль катализатора.
2SO2+ 3O2= 2SO3
Далее происходит процесс: SO3 + H 2O =H 2SO4
Оксиды азота поступают в атмосферу:
а) естественным путем –грозой, или под действием почвенных бактерий;
б) антропогенным — из-за деятельности автотранспорта, теплоэнергетических
установок, производства минеральных удобрений, азотной кислоты,
нитросоединений, взрывных работ.
N2 + O2=2NO
2NO + O2 = 2NO2
При растворении оксида азота +4 в воде
образуются две кислоты — азотная и азотистая, при окислении оксида азота +4 и
взаимодействии с водой образуется азотная кислота.
2NO2 + H 2O = HNO3 +HNO2
4NO2+ 2H 2O+O2 = 4HNO3
Общее загрязнение
атмосферы
Кроме перечисленных оксидов азота и серы в
атмосферу выбрасываются еще и другие газы.
Углерод образует два оксида: углекислый и
угарный газ.
Угарный газ — яд. Он образуется при
неполном сгорании топлива.
Основные поставщики вредных газов —
автомобили.
ПДК СО — 9 -10 мкг/м3
Существует много других видов
загрязнения окружающей среды, например сточные воды с токсичными отходами,
вещества с высокой стойкостью (пестициды, тяжелые металлы, полиэтилен и т. д.)
промышленные дым и пыль, автомобильный транспорт, танкеры с нефтью.
👇
№ |
Из перечисленных суждений о правилах работы с веществами в
лаборатории и в быту выберите одно или несколько верных. Максимальный балл - 1
|
1 |
1) Хлор можно получать только в вытяжном шкафу. 2) При приготовлении раствора кислоты концентрированную серную
кислоту приливают к воде. 3) При нагревании раствора пробирку с жидкостью держат строго
вертикально. 4) Работу с едкими веществами следует проводить в резиновых
перчатках. |
2 |
1)
Вытекшую из разбитого термометра ртуть следует засыпать серой. 2)
Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские
игрушки и посуду. 3)
Для разбавления концентрированной серной кислоты её приливают тонкой струйкой
к воде и перемешивают. 4)
При попадании кислоты на кожу её нужно нейтрализовать раствором щёлочи. |
3 |
1)
Выхлопные газы автомобилей безопасны для окружающей среды. 2)
Нельзя употреблять в пищу ягоды и грибы, растущие около автотрассы. 3)
Бытовую химию нельзя хранить в одном шкафу с пищевыми продуктами. 4)
Нельзя хранить лекарственные препараты в доступных для детей местах. |
4 |
1)
При попадании щёлочи на кожу, требуется поражённое место обильно промыть
водой и обработать 2% раствором уксусной кислоты. 2)
При встряхивании пробирки с реактивами, её отверстие закрывают большим
пальцем. 3)
Хлор и аммиак нужно получать в вытяжном шкафу. 4)
Пролитые кислоты следует засыпать чистым песком и перемешивать до полного
впитывания жидкости. |
5 |
1)
Минеральную воду в пластиковой упаковке можно использовать по истечении срока
годности. 2)
Средства бытовой химии можно хранить вместе с продуктами. 3)
При работе с чистящими средствами, содержащими щёлочи и хлор, следует
надевать резиновые перчатки. 4)
Работать с хлорсодержащими отбеливающими веществами следует в плотно закрытом
непроветриваемом помещении |
6 |
1)
Легковоспламеняющиеся жидкости нельзя нагревать на открытом огне. 2).
Кислоты в лаборатории определяют на вкус. 3)
Щёлочи не следует хранить в стеклянной посуде. 4)
Углекислый газ и кислород получают в вытяжном шкафу из-за их токсичности.
|
7 |
1)
Перед проведением опытов с водородом его нужно проверить на чистоту. 2)
Серную и азотную кислоту не следует хранить в стеклянной посуде. 3) Раствор
медного купороса нельзя готовить и хранить в оцинкованном ведре. 4) Работать с
органическими растворителями можно только в хорошо проветриваемых помещениях |
8 |
1) Делительную воронку используют для переливания жидкостей из одной
тары в другую. 2) Для измельчения веществ используют ступку с пестиком. 3) Кристаллизатор используют для выпаривания воды из растворов солей 4) Для измерения плотности растворов используют ареометр |
9 |
1) Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной
кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный
мир. 2)
Смесь воздуха с метаном (природным газом) взрывоопасна 3) Попадание нефти на поверхность океана безопасно для живых
организмов, потому что нефть – органическое вещество. 4) В выхлопных газах автомобилей наибольшую опасность для окружающей
среды представляет углекислый газ. |
10 |
1) При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и
щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки. 2) Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой. 3) При нагревании пробирки её заполняют жидкостью не более, чем на треть. 4) Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть. |
11 |
1) Железную стружку от медной можно отделить магнитом. 2) Хлорид натрия из раствора можно выделить фильтрованием. 3) Бензин из нефти получают перегонкой. 4) Хлорид натрия из раствора можно выделить выпариванием. |
12 |
1) Делительную воронку используют для разделения несмешивающихся
жидкостей с разной плотностью. 2) Ступку используют для выпаривания 3) Мерный цилиндр можно использовать для нагревания веществ. 4) В колбах
можно проводить опыты и хранить растворы |
13 |
1) Для
измерения плотности жидкостей используют гигрометр 2) Для
измерения объёмов жидкостей используют мерный цилиндр 3) Температуру
раствора определяют ареометром 4) Скорость
реакции определяют с помощью спидометра |
14 |
1) Кислород можно собирать методом вытеснения воздуха. 2) Аммиак можно собирать методом вытеснения воды. 3) Аммиак
нужно получать в вытяжном шкафу 4) Для
получения кислорода можно не использовать вытяжной шкаф |
15 |
1) Отработавшие батарейки можно выкидывать с другими бытовыми
отходами. 2) Пластмассы не подвергаются вторичной переработке. 3) Стекло и
металлы подвергаются вторичной переработке 4)
Строительные отходы не наносят вреда окружающей среде |
1). При нагревании веществ в пробирке нельзя её отверстие направлять
на себя и соседей. 2) Избыток взятого для опыта реактива можно вернуть в посуду, в
которой он хранился. 3) Нельзя
путать крышки от посуды с разными реактивами 4) Твёрдые
реактивы можно брать руками |
|
17 |
1). Алюминиевые стружки можно отделить от медных с помощью магнита. 2) Перегонка является химическим
методом разделения смесей. 3) Получить
дистиллированную воду можно перегонкой 4) Отделить
воду от нефти можно фильтрованием |
18 |
1) Витамины можно потреблять в неограниченном количестве. 2) Лекарства можно принимать по истечении срока годности, если они
хранились в прохладном тёмном месте. 3) Аэрозоли, использующиеся для борьбы с тараканами и мухами,
безопасны для людей и животных. 4) Моющими и
отбеливающими средствами бытовой химии можно пользоваться без перчаток |
19 |
1) Готовить растворы кислот (уксусной, лимонной и
др.) в домашних условиях в алюминиевой посуде не рекомендуется.. 2) Мыло
способствует удалению жира с поверхности посуды, так как имеет щелочную среду. 3) При
попадании щёлочи на кожу, надо промыть её с мылом 4) Современные
спички пожаробезопасны |
20 |
1) Внесение в
почву избыточного количества минеральных удобрений вредит окружающей среде. 2) Пластмассы
легко разрушаются в окружающей среде под действием солнечного света. 3) Разрушение озонового слоя является последствием хозяйственной
деятельности человека. 4) Нефтяные пятна в океане приносят вред морским обитателям.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий